26. Во мне убили человека
Казарменное солнце, поджав под себя ноги, сидело на сторожевой вышке. Солдат дремал, изредка прихлопывая на своей щеке мелькающую в воздухе нечисть. Гога подметал двор, прикидывая в уме, сможет ли он взобраться на вышку без лестницы. Лучше было бы взлететь на метле, но он не изучал в детстве фокусов Бабы Яги. Шаркая метлой по асфальту, Гога бубнил под нос лезущие в голову строчки:
— Машу метлой, дышу золой… Нет, не золой — пылью дышу. Она просачивается сквозь забор от грохочущих за колючкой грузовиков. Превратиться бы мне в пыль и с попутным ветром вылететь на волю. И вдруг его осенило:
Я — пыль под шлепанцами века.
Во мне убили человека.
Вместо пера, вручив метлу:
— Мети, — сказали, я — мету.
Солнце с вышки погрозило Гоге длинным и тонким, как стрела, пальцем. «Завидует, что не о нем пишу, — решил Гога. — Но можно и о нем. Поменьше бы оно с часовым болтало. Каждое утро сидит на вышке, как Будда на горшке и поглядывает на меня как на вшу в камзоле. Нет, чтобы зайти со стороны зоны и ослепить часового. Тогда бы я что-нибудь придумал. Не на метле улетел, так на комендантской машине, когда солдат откроет ворота, чтобы впустить начальника ИТК”.
На гражданке Гога работал водителем грузового такси, а сел за то, что якобы, спер у заказчика какой-то антиквариат. Гога и в глаза этого антиквариата не видел. Видимо, заказчику не понравилось, что Гога в дороге читал немного переиначенные стихи Маяковского:
Читайте, завидуйте я господин Советского Союза.
— Было бы чему завидовать, — съязвил заказчик.
Он въезжал в новый многоэтажный дом для крутых, и ему, явно, не понравилось любопытство Гоги: с какого материала сделана входная дверь, от какой фирмы запоры, действительно ли оконные пакеты отличаются большой прочностью?
Гогу взяли прямо с машины, когда он возвращался в гараж. И хотя никакого антиквара при нем не было, он получил десять лет отсидки. А что поделаешь: у сильного всегда бессильный виноват.
Через пять лет отсидки Гогу выпускали подметать территорию вокруг зоны. Собирать окурки, пакеты, и разную прочую дребедень, сносимую сюда ветром со стороны рынка. Начальнику тюрьмы понравились стихи, которые от его имени Гога написал к юбилею жены:
Ты в пятьдесят, как облачко, легка,
Как облачко свежа, и недоступна.
Нас жизнь соединила на века,
И проступили, видимо, не глупо,
Ведь мы с тобой, как два материка.
Так будь же вечно юною, подруга.
Утром, съев подаренный начальником тюрьмы пирог, Гога растрогался и сочинил стихи:
Сделали из ангела бандита.
На тюрьму свободу променяв,
На себя бываю я сердитым,
А на зону не имею прав.
Узнав про эти стихи, начальник решил побеседовать с Гогой.
— Скажи, только честно, куда дел украденное?
Гога засмеялся:
— Зачем мне антиквариат, я свою зарплату отправлял в детский дом, в котором меня воспитывали. А жил на чаевые, которые мне давали за то, что я помогал людям таскать мебель. А этот богатенький… что ему в голову взбрело. Я спросил, шутя: не отец ли он мне? Уж очень мы с ним похожими были.
Начальник поинтересовался в какой детский дом Гога перечислял деньги, а месяца через два к нему пришел следователь. Он долго беседовал с Гогой, слушал его стихи.
— Значит, говоришь — отец? Похоже на то, — сокрушенно качал головой следователь. — Сначала сдал сына в детский дом, потом в зону. Поверить трудно, но факт налицо. Отрекся от тебя батюшка твой.
— Не трогайте его, — пряча набежавшие на глаза слезы, — промычал Гога. — Упрятал, значит, так надо было. Отец все-таки.
Услышав эти слова, следователь ударил кулаком по столу и заявил, что непременно посадит отца Гоги за обман правосудия.
Когда судили отца, Гога упал перед судом на колени и просил не делать этого. Лучше он сам отсидит и свой и положенный отцу сроки. После этого адвокат встал и заявил, что отказывается защищать Гогиного отца. Адвокат же познакомил Гогу со своим отцом дальнобойщиком, помог устроиться в общежитие и уже через год Георгий Безродных водил с Сергеем Никитичем Глазуновым тяжелые фуры из Владивостока в Благовещенск и обратно.
Не правда, что на свете счастья нет.
Чтоб землю нашу добрую обидеть,
Вы просто не хотите его видеть
За ширмой поражений и побед.
Не в замках счастье, сидя за замком,
В хрустальных залах злого зазеркалья,
О счастье жить скучаете тайком,
Злым силам мира тайно потакая.
Мы встретились с Георгием на даче у Сергея Никитича в знойный августовский день 2005 года. Неказистая избушка на курьих ножках, грядки клубники и картофеля — не понять, какая больше. Вокруг домика малина, смородина и разливное море ромашек. Георгий обжаривал на огне шашлыки, нанизывая на новенькие шампуры кусочки мяса, лука, баклажанов и все это щедро поливая бульоном в котором томилось мясо. Когда Георгий прочел свои стихи о счастье, я вспомнил стихи, с которыми Георгий вступил в полемику:
На счете счастья нет, а есть покой и воля…
Кто бывал на дачных массивах Левобережья согласиться со мной, что такого добра как покой и воля там хватает. Не важно сколько раз в неделю грабят ваш участок, важно, что он есть. А на двери домика в деревянной рамке под разбитым вдребезги стеклом висит обращение к друзьям:
«Друзья, мы рады приветствовать вас. Входите, отдыхайте, пользуйтесь дарами огорода, но не забывайте, что следом за вами придут другие».
— Чья идея? — поинтересовался я.
— Георгия, чья же, — ответил Сергей Никитич. — Я Гоше говорю, какие же они друзья, если стекло разбили. А он отвечает: не разбили, а печать поставили, подтвердили нашу правоту.
Блаженный? Так нет, знает наизусть не только русских поэтов, читает наизусть испанца Гарсия Лорку.
И утром на край долины
Увел я жену чужую,
А думал он невинна…
— А что, Георгий, приходилось уводить?
Он смутился, выплеснув добрую порцию бульона на слабо тлеющие угли.
— Не получается у него пока, — вздохнул Сергей Никитич. — да и нет дальнобойщиков времени на танцы ходить.
Когда я собрался уходить, Георгий Безродных (без родных, значит) выдал экспромт.
Мы пили, ели шашлыки,
Река шуршала камешками,
Она хорошие стихи
Читала вместе с нами.
Спасибо вам за все, о чем
Мы с вами говорили.
Вернетесь, заново начнем
Читать стихи перед огнем
И пить, что недопили.
Хороший человек не может быть плохим поэтом, я до сих пор с чувством гордости за русского человека вспоминаю нашу беседу возле дачного костерка.
Иуда прекрасно знал, из какого камня выкладываются пути в бессмертие. Но стоило ли ради этого лишать человека жизни, тем более человека, одержимого верой в исцеление человечества страхом. Балаболу ничего не стоит поднять народы на бойню против устаревших традиций. Ленин не стал Богом, потому что рядом с ним не было человека способного совершить поступок. Одиночками были Сталин и Гитлер, за ними шли не мыслители, а поклонники — самая большая и самая взрывоопасная раса в истории человечества. Но взрывать — не строить. Увидеть в собственном унижении бессмертие страдающего эпилепсией человека дано не каждому. Иуда совершил предательство во имя бессмертия, обернувшегося многовековой трагедией народов.
Спорить с Нечаевым было бесполезно. Тем более что повторял он прописные истины, которым я не аплодировал только потому, что сам пророк не верил в то, о чем говорил. Более упорядоченным он был в своих весьма, я вам скажу, неплохих стихах.
Поэтическим словом не брезгуя,
Я не только люблю его блеск,
Но и ту персональную резвость,
Что в характере времени есть.
Не беда, что стыдливость с пороком
Уживаются в слове одном,
Не ударю его ненароком,
На пиру не поставлю вверх дном.
Ничего особенного в этих стихах не было: в верности своему времени клялись многие поэты. Меня очаровала «резвость в характере времени» — определение не совсем точное к сегодняшнему дню. Ну да черт с ним, с определением. Нечаев был верен не только времени, но и людям, которые упорно смешивают стыдливость с пороком для достижения столь же сомнительных результатов. Об этом без особых ухищрений писала приехавшая ко мне вместе с Нечаевым Елена Щербина.
Нас пытались унизить, используя снизу.
И приятно нам было и стыдно и обидно до слез.
Убивали строптивых, которые бросили вызов,
Повышали битьем на тела наши спрос.
Уповали на Бога, но сытые сраму не имут.
Все мы были пророками, распятыми на кресте.
В нас бросали каменьями, орущие пасти разинув,
Призывая к покорности, скотству и нищете.
Но скупая тела, покупатели ломятся в души,
Доводя до истерик неопытных в схватке девчат.
Разве слышите вы — осиянные властью чинуши,
Как в глухом зазеркалье от боли девчата кричат.
В этих стихах слишком сильны интонации Дмитрия Кедрина, причем это размер одного из известнейших его стихотворений.