32. Заложенный под нацию фугас
Если ты выпал из обоймы, тебя подхватят на лету и затолкают в другую. И неизвестно кто, когда и в каких целях использует боевой патрон. Если, конечно, ты таковым являешься. Так что лучше жить при порохе, но без капли свинца, которая в основном и привлекает мясников современного бизнеса.. Даже если этот мясник пишет эпитафии на надгробья артиллерийских снарядов.
Я мог бы причислить Бориса к пукалке, из которой мальчишка отстреливает мух, если бы не холод в его глазах. «Люди с такими взглядами долго не живут», — шепнула мне на ушко Клавдия.
Не убий? Какого черта
Ждать, когда тебя прихлопнут,
Лучше я убью, хоть что-то
Поимею с идиота:
Не копейку, так свободу
Для дальнейшего полета.
Эти стихи прочитал Борис, ловко лавируя между летящими по асфальту снарядами.
— Стишки самое нелепое, что было придумано человечеством. Но, черт возьми, я не хочу их учить, а они, как вши в голове… не хочешь, а чешешься.
Привычка, как в карман, так за яичко.
Но лучше, когда женская рука
Нырнет в карман, чтоб получить наличными,
Облегчить состоянье кошелька.
Вот как писать надо, девоньки. О проститутке, а с достоинством.
Главным аргументом во всех спорах Бориса была денежка. Как у риэлтора из одноименного фильма. Режиссеры сделали из него Эйнштейна в области преступного бизнеса. Он хладнокровно убивал и разорял людей, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. Но в убийцу влюбляется его потенциальная жертва и он раскаивается. Конечно, после того, как достиг цели.
— Запомните, нас судят не за то, что мы убиваем, а за то, что попадаем под статью закона. Убивай, но не попадайся — главный козырь рыночного мироустройства. А если заболит душа — покайся. Бог тебя простит. Главное не забудь поставить Богу свечку, а государству заплатить налоги.
Я думал, он издевается надо мной, провоцирует на выстрел из холостого патрона. Потому, как сам он был боевым, и не допускал мысли, что рядом с ним могут существовать конкуренты.
Ваню наркотик убьет,
Пете доход принесет,
Петю простит даже Бог,
Когда он заплатит налог.
Но в обойме Бориса, как я понял, были и холостые патроны. На оду в защиту наркобаронов Клавдия отреагировала стихами Эренбурга:
И от мира божьего останется икра рачья
Да на высоком колу голова Пугачья.
— И головой можно поживиться, — съязвил Борис. — Приватизировать и выставить на платное обозрение, как памятник социализму.
Двухэтажный особняк на берегу, огороженный бетонными плитами и лачугами местных обывателей, производил удручающее впечатление. Подъехав к воротам, Борис выстрелил из своей пукалки, и створки расползлись, как челюсти в зевоте. Машина медленно вползла в благоухающий цветами дворик.
— Не знаю, какие нужно делать надгробья, чтобы содержать такой дом, — размышлял я вслух, но когда из дома вышел верзила в два объема больше меня, благоразумно закрыл рот.
Борис же среагировал на реплику вполне миролюбиво.
— Пиши хорошие эпитафии, получишь не хуже.
Это была его первая попытка загнать холостой патрон в свою обойму.
— Хорошие, это — какие?
— Как на памятнике Акревскому:
Позор и чести и уму,
Кому пришла охота
Поставить памятник тому,
Кто стоит эшафота.
— У нас такие памятники стоят сплошь и рядом. Не веришь, зайди на кладбище.
— Памятники стоят, а эпитафий — кот наплакал. А между тем, хорошая эпитафия у всех на устах.
Верзила оказался мужем Клавдии, который за сносную плату охранял замок шефа.
Муж Клавы, пожав Борису руку, отправился спать. Его храп напоминал повизгивание скучающего по матери щенка.
Я сказал Клаве:
— Разве ты не чувствуешь, как некто невидимый заглядывает тебе под юбку?
Блеснув озорным глазом, она расхохоталась:
— Было бы на что смотреть.
— Так уж и не на что?
— У мужиков повысился спрос на профессионалок. Говорят, они проявляют чудеса изобретательности.
— Не знаю, не спрашивал.
— Муж утверждает, что ночь с проституткой запоминается больше, чем сто ночей, проведенных со мной.
Мне кажется, женщина должна испытывать отвращение к мужчине, которого вынуждена обслуживать в постели. Даже за большие деньги. Есть, конечно, женщины, которые после ресторанных танцулек тащат партнера в постель. Но денег они с него за это не берут.
— Все мы на земле ни что иное, как вечный символ в одежде из праха.
Это сказала Евгения. Она появилась из-за куста орешника, в тени которого звонко справляла малую нужду. Через платье она поправила на животе резинку от трусиков.
— Это сад призраков, — Евгения подкрашивала губы в неприятный сиреневый цвет. — Если бы кто-нибудь отважился поискать в этом саду клад, нашел бы много интересного. Мой муж человек с необузданным воображением, однако, не верит, что мертвые отбрасывают тень. Меня удивляет, как он до сих пор не сошел с ума. Занимаясь с Борей любовью, я вижу как несколько человек, сидя на подоконнике, обсуждают наши сексуальные возможности.
— Они предлагают нечто дельное?
— В основном издеваются.
“Символ в одеянии из праха. Прах развеяло ветром, а символы бродят по саду и жрут яблоки.”
Я тоже стану тенью, но не той,
Которая меня предохраняет
От взрыва, пока кровь во мне играет,
Не с мужем, а в обители святой,
Где я сижу у бога под пятой.
Под пятой у мужа, под пятой у бизнеса, под пятой у…
Эти тени в саду, не из когорты ли без вести пропавших за годы перестройки? У меня возникло неодолимое желание схватить уплывающее с дерева яблоко и поймать невидимую мне ладонь. Но Евгения крепко держала меня за рукав.
— Пойдем, Борис не любит, когда его заставляют ждать.
Мы поднялись на второй этаж, где на просторной мансарде был накрыт стол с шампанским и фруктами для предстоящей беседы.
— В моем саду происходят странные вещи, — разливая шампанское по бокалам, говорил Борис. — Но вы не обращайте на это внимания. Сегодня призраки бродят по всему миру. Их съедает жажда мести — не могут простить более удачливым людям своего поражения. И что самое главное, тени не хотят работать.
— Более удачливым, или более наглым? — поинтересовался я.
Борис сделал вид, что не услышал вопроса. Евгения хмыкнула, а Клава, схватив меня за руку, усадила за стол.
— Боже, какие фрукты! Откуда такое чудо, Борис Сергеевич?
Борису явно льстило столь восторженное к нему обращение:
— Известно откуда, лучшие фрукты от лучших производителей.
Бес дергал меня за язык сказать хозяину какую-нибудь пакость, но Клавдия впилась мне в ладонь своими острыми, как бритвы, коготками и я сдался. Пробка от второй бутылки шампанского вылетела в сад. Собирающая малину соседка подняла голову, бросила в рот несколько ягод, и направилась в свою развалюху.
— Хороша стервоза, — сказал Борис.
— Издалека все бабы хороши, а столкнешься лицом к лицу…
— В обморок упадешь, — хмыкнул Борис. — Не вздумай только приударить. Эта бабенка — отдушина для души. Я предлагал ей махнуться участками. Без доплаты предлагал, но она отказалась.
— Зачем одинокой бабе такой дом?
— Чтобы выгодно продать.
«Дом продашь, но призраки останутся», — подумал я, но вслух этого не сказал, чувствуя холодноватое ко мне отношение хозяев.
Первый же серьезный вопрос застал меня врасплох.
— Как вы относитесь к творчеству моей леди?
То ли ветер налетел, то ли призрак в саду потряс ветку яблони, на какое-то мгновение глухой перестук падающих плодов отвлек внимание Бориса и помог мне сосредоточиться.
— О творчестве? О каком творчестве вы говорите?
Его ухмылка вызывала у меня неодолимое желание заехать ему по морде.
— Вы что, не читали стишков Жени?
Звучащая в голосе Бориса ирония ставила меня в тупик. Неужели Евгения доложила мужу, что была у меня? Если так, Борис найдет повод, чтобы превратить меня в осыпающийся пеплом символ.
— Первый раз слышу, что ваша жена пишет.
Евгения сидела, не поднимая глаз. Легкий румянец играл на ее щеках, и я не мог понять, зачем меня сюда пригласили. Неужели, действительно, поговорить о поэзии?
Наконец-то и у Клавы прорезался голос:
— Помолчи, Борис. Нам, действительно, хочется услышать мнение специалиста о эпитафиях Евгении. Ты ведь сам предложил организовать эту встречу. Поэтому…
— Поэтому будем слушать стихи, — ухмыльнулся Борис. — Но имейте в виду, господин поэт, у моей жены странная жизненная позиция. Добрая по натуре, она пишет злые стихи. Потому и подписывает их именем царицы Елизаветы. Мне особенно нравятся ее стихи, написанные по вдохновению.
Мы солома на ветру, по свету
Носит нас поток воспоминаний.
Время призывает нас к ответу,
Мрачные захлопывая ставни.
Мы сидим, покорные, как дети,
Прикусив от страха языки.
— Философия потерянного человека, верно? — сказал Борис. — Мы — солома на ветру, но на каждой соломинке свой ярлык: бомж, олигарх или наемный убийца. И никуда от этого не денешься, так устроен мир.
— Извини, Боря, ты не прочитал последнюю строфу стихотворения.
— Это не суть важно, она мне кажется лишней.
И когда сидим мы, обессилев
У потока, чем бы ни гордились,
Все наши успехи и удачи
Ничего уже для нас не значат.
— Мне самой иногда кажется, что эта тема из другой оперы, но ведь в юности мы не считали себя соломой. Ярлыки мы нацепили на себя позже.
— А я что, возражаю, — на лице Бориса дрогнула по-мальчишески светлая улыбка. — Поток воспоминаний, как движущая сила, слабоват, чтобы удержать нас в фарватере. Нас увлекает энергия поиска, энергия желания, жажда, наконец.
— А точнее — жадность, — съязвила Клава.
— А что подпитывает жажду, как не знания, — воскликнул я. — Ведь знания это и есть тот самый поток воспоминаний. Эта мысль была высказана мудрецами Востока, но в стихах Евгении она приобрела горьковатый привкус. Великолепна, между прочим, на фоне захлопнувшихся ставней, мысль о божьей милости, как символе Добра. Правда, Добра чисто символического. Как показывает практика, все, что исходит от бога, для человечества оборачивается кровью.
— Давай не будем о боге, — хохотнул Борис. — Неужели ты всех авторов так защищаешь?
— Только тех, которых бьют.
— Значит… и вечный бой?
— Вроде этого.
Евгения читала стихи без желания, будто стеснялась кого. И поэтому они выглядели хуже чем были на самом деле.
У прошлого привкус помады.
Мужчинам она, как бальзам.
Живут, пока женщина рядом,
Неважно кто, муж или зам.
— Дурные стихи, — сказал Борис. — Прочти что-нибудь из последних, в них больше дерзости.
Опять эта таинственная ухмылка на лице Евгении. Мне кажется, женщина пытается предупредить меня, но о чем? Клава роется в мозгах, как в мусорном ящике, выбирая, чем поразить благодарного слушателя.. Порой мне кажется, что она, как и я, приглашена сыграть роль в неведомом ей спектакле. И до поры помалкивает, как, впрочем, и я, плохо понимающий, что происходит в загородном доме Бортниковых..
Клава была поглощена созерцанием кувыркающихся в небе жаворонков. Они наслаждались жизнью, а мы пытались говорить о вечном, ощущая холодок исходящей от нас опасности. Борис по глотку отхлебывал из бокала, я боялся, что мне могут подсыпать снотворного и превратить в грызущую яблоки тень. Клава тоже не прикоснулась к еде. Чем-то это смахивало на застолье времен Агаты Кристи.
Хозяина это нисколько не удручало, поэтому застолье выглядело бутафорским.
— В поэзии есть магическая и абстрактная стороны, — вспомнил я рассуждения Сергея Красноштанова, знатока и преподавателя фольклора. – Но они никогда не пересекаются. Я не уверен, что это так, но чтобы доказать обратное нужны доводы. Абстрактное можно описать, причем в нескольких вариантах, а магическое живет само по себе, причем, в каждом отдельно взятом человеке. Например, то, что меня потрясает, жену — смешит. Значит, поэтическая магия связана с личностным пониманием мира.
— Поэт тот, кому доступны глубокие откровения. Эту мысль жена высказала в посвященном вам стишке.
Это промычал Борис после очередного глотка шампанского:
— Ну-ка, Женя, как там у тебя.
Поэт чудесных откровений,
Как хорошо, что ты не гений,
Что пишешь, правдою дыша,
За боль своих стихотворений
Не получая ни шина.
Евгения не ждала такой оплеухи от Бориса:
— Откуда ты взял это «ни шиша»? Зачем перевирать стихи, которые тебе нравятся?
Борису не понравился тон, каким это было сказано.
— Не мне нравятся, дорогая. Это ты питаешь преступную страсть к гостю. И меня, скажу откровенно, это настораживает.
Евгения закипела, как медный самовар от внедренного в него газового баллончика.:
— Какой страстью, Борис! Кому я нужна, вобла сушеная? Александр обожает красоток в теле, и чтобы волосы до пят.
Я вынужден был согласиться:
— Что верно, то верно, толстушки — моя слабость.
— И давно?
— С детства.
Борис вздохнул:
— Завидное постоянство. И я в юности любил пышных дурнушек, в тридцать тянуло к длинноногим павам, а теперь — к молодым, независимо от комплекции.
Клавдия сбросила с себя платье, оставшись в шортах и лифчике. Евгения тут же ответила на ее жест стишком:
Не весело нам было и не очень
Смешно, когда раздевшись донага,
Изобразить решила Клава корчи,
С надеждою на долю пирога.
Евгения стояла у окна, пытаясь схватить за руку мелькающую перед ее лицом ольху. Это ей не удавалось и, чтобы не обидеть сидящих за столом гостей, она читала стихи неведомого мне поэта:
Восходит заря, но ничьих она губ не затеплит —
Немыслимо завтра и некуда деться надежде.
Голодные деньги порой прошумят над бульваром,
Спеша расклевать позабытого в парке ребенка.
— Довольно о грустном, — освежая бокал дорогой шипучкой, крикнул Борис. — Мы одурели от пресыщения. Деньги склевывают детей, только потому, что рожают их алкоголички мамы, а делают папы, которые ничем, кроме члена, работать не могут. А точнее — не хотят.
Ольха потянулась к Евгении зябко дрогнувшей рукой, несколько раз они соприкоснулись пальцами, но ветер из-за угла нанес удар снизу и ветка резко отпрыгнула в сторону.
Я думаю, что пальцы у вселенной
Шероховаты, как у землекопа.
Неправда, что вселенная нетленна,
Что избежит вселенского потопа.
Как лист ольхи ее качают ветры
Доселе нам неведомых пространств.
Она страдает, между тьмой и светом,
И веря в нас, и ненавидя нас.
— Этого еще не хватало. Человек во всех земных и вселенских катастрофах винит себя. Не много ли мы на себя берем, господа-товарищи.
Борис обращался ко мне, но ответила Клавдия:
— Напакостили на земле, напакостим и во вселенной.
Лицо Бориса скисло, будто он раскусил незрелый плод с груши селекционера Лукашова.
— Вот вы, Александр, понимаете, что с нами происходит? Вчерашние кузнецы, люди из которых мы штамповали самые прочные гвозди, внезапно превратились в массу, из которой не слепишь даже лепешки. В юности я с гордостью читал со сцены Назыма Хикмета:
Я — коммунист.
Каждый вершок во мне — страсть.
Страсть: перебросить качели
со звезды на звезду.
Страсть: обливаясь потом,
выплавить сталь.
Я не был коммунистом, но, читая эти стихи, чувствовал себя исполином, способным перевернуть мир. А сегодня я открываю книгу именитого поэта, и вместо страсти мне суют под нос фигу:
Русь-матушка, окстись, опомнись,
Отринь подонков и пройдох,
Когда дворняжечная помесь
Нас хочет взять за поводок.
Это, как понимаете, страсти от Евгения Евтушенко. Обращение к вскормившей его матери из-за бугра. К матери от мачехи. Вначале Евгений, как мог, выталкивал свою мать на панель, а вытолкав, слинял. Теперь же обращается… не к народу, — к символу. И вы, Александр, из той же породы. Удивляюсь, что еще не слиняли в свою Украину.
— Линяют на сытные хлеба, в нищету идут только миссионеры, — реплика Клавдии прозвучала несколько вызывающе.
– Евтушенко — лунатик, не набегавшийся в молодости с орущими кошками по крышам мира. Но посмотрите, как точно он обрисовал нашу современную литературу:
Книжки бездарей так агрессивно цветисты,
Захватили Россию нахраписто,
как террористы.
Мы заложники всех презентаций, тусовок,
Телевизорных клипов,
парламентских потасовок.
Мы заложники нашего хамства, обжорства…
— Ну и что из этого, — прервала страстный монолог Бориса Клавдия. — Ну надавал нам Евтушенко по мордасам, а кто это заметил? Читают сегодня в основном агрессивно цветистые детективы компьютерных проституток. Я не хуже вас знаю творчество Евтушенко. У него есть очень точное определение того, что с нами произошло:
Не Ельцин выиграл, а Сталин проиграл.
И не совсем точно о ценностях перестройки:
Со шлемом золотым на голове,
Как на пути недавнего Батыя,
Встал храм Христа Спасителя в Москве,
Сжав кулаки колоколов литые.
Почти воскресший Сталин. Онемев,
Попятился в свой гроб, когда щербато,
Все помня, магаданский монумент
Ощерился, как скульптор из штрафбата.
— Казалось бы, пафос стиха на грани взрыва, — продолжала Клавдия. — Но не Кремлю литыми кулаками грозит храм, а небу — грозит символу, оставив в стороне палачей, правление которых выкашивает цвет нации, чище сталинских концлагерей. Неизвестно еще, какой монумент воздвигнет народная память на колодце, в котором нашли обгоревшие трупы красноярских мальчишек. Одной рукой наши законодатели ловят преступников, другой гладят их по головке. На чьей совести крови больше сказать не сложно, Стоит обратиться к статистике.
Клавдия разошлась не на шутку. Она говорила вещи, которыми сегодня забиты головы всех совестливых людей планеты.
Как всегда бурная поэтическая река впадала в застойное болото политики. Но это никого не раздражало, хотя мешало мне сосредоточиться на главном — призраках в саду Бортниковых. Чтобы не погрязнуть в политическом болоте, я отважился задать Борису вопрос напрямую:
— А вы лично, Борис Сергеевич, лично вы причастны к вопиющим фактам сегодняшней статистики?
Как и следовало ожидать, на мой вопрос Борис ответил вопросом:
— А вы сами как думаете?
— Меня настораживают призраки в вашем саду.
— Призраки в саду? Вы это серьезно?
— Иногда воображение дорисовывает то, с чем не может примириться наша совесть.
Теперь они скалились все втроем. Такие разные и такие похожие в желании унизить меня, поймать отпетого материалиста у врат духовности и ткнуть носом в грязь.
— Все это подстегнутое пивом воображение. Эти забугорные, якобы чехословацкие помои, ни что иное как — заложенный под нацию фугас. И поставляют нам его наши вчерашние братья. Помесь наркотика с кофеином. Это почти тоже самое, что помесь боевика с эротикой, вдалбливающая в сознание наших детей, что смысл жизни — вечная погоня за долларом. Этим вирусом заражены все религиозные концессии. И выхода у нас нет: надо принимать законы игры такими, какими их придумали наши предки. А за руки мои не бойся. Крови на них нет, разве что легкий налет ржавчины. Но, как говорит моя жена:
Если у неба холодные губы,
Значит, ночь провело оно с морем,
А если слегка они солоноваты,
Разве смогу я поверить любимой,
Что ночевать ей пришлось у подруги.
Все, что шевелилось, трепетало и ползало в сразу поскучневшем саду супругов Бортниковых, обретало новые краски и формы после нескольких глотков высвобожденного из бутылки Джина. Будто невидимая рука коснулась моих глаз, мягкие, как дыхание ветра, губы ткнулись в мои губы, но кто-то неведомый смыл ощущение поцелуя острым ударом в спину. Я резко повернулся и увидел куст шиповника, с налитыми кровью глазами и скрюченными пальцами цепляющихся за меня рук. В уши лезли невесть откуда взявшиеся стишки:
Вечный вопрос: кто кому задолжал
Меня беспокоит постольку, поскольку
Я в вечном долгу перед теми, кто будет
Жить без меня, и в сердцах не однажды
Вспомнил мой дьявольский суверенитет.
Последнее слово увязло в моих зубах, как волокна от плохо прожа-ренной курицы. Я попытался выковырять его пальцем, но слово превратилось в яйцо, заполнившее мой рот так плотно, что я не мог даже промычать просьбу о помощи. Я размахнулся и бросил бутылку в лицо стоящему на террасе Борису. Он поймал ее и, покрутив у виска пальцем, приказал уложить меня в постель, рядом с визгливо посапывающим мужем Клавдии...
На второй этаж мы поднимались по скрученной в спираль лестнице. Пальцы Клавдии мелко дрожали, что смешило меня и настораживало. У меня даже мелькнула мысль: повернись она ко мне спиной, и я увижу шрамы от побоев, которыми Борис воспитывает свою любовницу.
Там, на вершине дня, где ночь
Живому сердцу недоступна,
Никто не сможет мне помочь.
Да и пытаться было б глупо
Молчанье камня превозмочь.
“Превозмочь молчанье камня”. В этой, прочитанной Клавдией, строке мне почудился намек. Раскрытому вееру не хватало какого-то штришка, чтобы вспыхнуть ярким пламенем. Раздумья о смерти приводят людей к безумию. Безумие тоже ночь, но, к счастью, не камень, ведь из камня человеку уж точно нет выхода. И все же, не будь рядом мужа, я бы наговорил Клаве кучу хороших слов. Она ведь сама пыталась говорить о вечном, говорить свежо, ярко, а главное — в живом сосуде ее стиха чувствовался горьковатый привкус раздирающей ее грудь боли.
Мне бы на несколько минут
Вернуться в прошлое, не знаю —
Поймут меня, или сомнут,
Узнав, что я иду по краю,
Куда, не зная, повернуть...