11. Свалившиеся с Марса негодяи
Террор как избавление от скуки,
Террор, как развлечение, террор
Кровавые придумывает трюки,
Чтобы продолжить с властью разговор.
Пока на обожравшихся и нищих
Разделены народы на земле,
Террор непобедим, голодный ищет
Не в истине спасенье, а во зле.
Не потому ли рядом с острой болью
Живет во мне надежда: дайте срок,
И с поднятою гордо головою
Я предъявлю вам горький мой порок.
Я не отношу эти стихи к разряду «во спасение», но и позицию автора понимаю. Убейте меня, казните, но в глубине души я солидарен с ним. Религия — кнут, которым пастухи сбивают людей в стадо. Стадом легче повелевать, и не случайно духовникам легла на душу мысль объединения религий. Чтобы стадо было одно, пусть огромное, но одно. Ведь предупреждал Иоанн, якобы языком Христа, что «Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее на жизнь вечную» И не только Иоанн. В книге Матфея эта мысль Христа повторяется более конкретно: «Тогда Иисус сказал ученикам своим: если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради меня, тот обретет ее».
Итак, согласно Библии, вечная душа это потерянная душа. Отсюда следует, что честь и совесть — страшнейший порок. Отсюда следует, что любая религия толкает нас назад в дикую природу, где сильный убивает слабого, чтобы выжить. К сожалению, не всем это нравится. В ту пору когда первые люди свалились земле на голову, она была девственницей и плохо соображала, хорошо это для нее или плохо. Ее молодое тело пузырилось бурлящими гнойниками вулканов, и пришельцам казалось, что магма — это вещество из которого можно лепить все что хочешь. А поскольку кожей земли они считали воду, а магму — спермой, рождающей жизнь, сбившись в стаю, эти пятеро свалившихся с Марса негодяев, стали обсуждать как им лучше распорядиться этой обезумевшей от вожделения планетой.
Иду на стихи в штыковую
Духовность — это опыт предков, она дается нам навырост, а если ты всю жизнь только тем и занимался, что ублажал свое тело и теперь не вмещаешься в светлую оболочку духовности — это твои проблемы. А твои предки от тебя уже отвернулись. Какими бы яствами не вскармливал свое тело, оно превратится в прах, а вместе с телом пойдет прахом и вся твоя жизнь…
Он сидел за столом, упираясь локтями в столешницу, и сжимая ладонями уши, безымянным пальцем правой руки почесывал заметно лысеющий затылок.
Уходит лето. Побежать бы следом,
Но на пластах тумана у реки
Старуха-осень, сытно пообедав,
Сопит, гоняя носом ветерки.
Еще круглы холмы ее коленей,
И груди вызывающе полны,
Но желтые на них ложатся тени
От тяжело взлетающей волны.
Природы разрушительная сила
В моей груди родившись, не спасет
Ни небо над просторами России,
Ни оседлавший небо самолет.
Я обречен, как все в подлунном мире.
Уходит лето, тени по холмам,
Как пламя в остывающем камине
Во мне рождают страненые виденья
От сладкой дремы до тяжелых драм.
***
Ты думал, что я соглашусь,
А я тебе хвост показала,
И вот уже год как ношусь,
От дома ношусь до вокзала.
Стою у открытой двери
Вагона, в котором ты скрылся,
Но ты мне, ори не ори,
Ни разу во сне не явился.
Как кошка, на месте верчусь,
В надежде за хвост ухватиться,
В горячем влагалище чувств
Былого хочу очутиться.
Смех и грех, а не стихи, — сказал бы Толя Юферев, но я так не сказал. В стихах была тема, и сделаны они были, пусть безграмотно и вызывающе агрессивно, но не банально, и даже наспех прочитанные оставляли след в душе. Хотя возникало желание взять топор и кое-какие бревна обтесать до обнаженной искристости.
***
Я руки матери ловлю
Во сне над пропастью свисая,
Но в тех руках — себя люблю,
Я их ловлю, себя спасая.
Я мимо матери иду,
Обидных слез не замечая,
С самим собою не в ладу
Срываю стебли молочая.
Так кто я на Земле, зачем
Явился в мир этот безгрешный
С огромным солнцем на плече,
Блуждающий во мгле кромешной?
***.
Как мы являемся на свет
Так и уходим незаметно,
Уходим, как на склоне лет,
Так и в младенчестве — бесследно.
А если кто и начудил,
Заставил Землю содрогнуться,
Он в сущности ребенком был,
Не мысли требовал, а чувства.
Его и любят и клянут.
Он человечество на мушке
Держал несчастных пять минут,
А уподобился игрушке.
Но если подвести итог
Добра, содеянного нами,
Его не хватит на глоток,
Тогда как зло идет — цунами.
Отца выдворили из села за любовь к малолетней цыганке. Малолетней она была по годам, а с виду баба бабой, в два раза крупнее своей гадалки-матери, и к делу этому интерес проявляла особый. Не устоял мой батяня, слишком велик был соблазн согреться в духовом шкафу ее любопытства. Затащил цыганку в дом, и понесла она от него меня, красавца писанного.
В бабьей красоте я куда ни шло, а мужик на то и мужик, чтобы не красотой блистать, а губы бабьи листать. Смуглое лицо Ивана сплошь в белых кудрях, а брови черны, а глаза карие в пол-лица, и ресницы над ними длинные да черные. Правда, рот слабый, с провалившимся подбородком, рот отца, который всю свою жизнь подбородок выпячивал, чтобы скрыть свой природный недостаток.
Мне хотелось крикнуть: «А пошли бы вы все!», сесть и написать поэму о бессмертии духа. Но в голове торчали дурные стихи Рильке. Кажется, в переводе Ахматовой:
О святое мое одиночество — ты!
И дни просторны, светлы, чисты,
Как проснувшийся утренний сад.
Одиночество! Зовам далеким не верь
И крепко держи золотую дверь,
Там за нею — желаний ад.
Дурные потому, что золотую дверь коленом в зад вышибли друзья, и теперь мне из ада названивают все, кому не лень. Кроме нужных мне людей, которые при желании могут заменить мне дверь и дать до конца насладиться чувством одиночества. Это о них писал когда-то цитируемый мною Райнер Мария Рильке:
Слова, всю жизнь прожившие без ласки,
Непышные слова — мне ближе всех.
Я их одену в праздничные краски,
Услышу тихий благодарный смех.
Можете себе представить «непышные» слова в праздничных красках? Это все равно, что вчерашний секретарь обкома, ставший олигархом. Ему наплевать: с лаской прожил он век или без, он прыгает до потолка от сознания собственного величия. Раньше секретарю обкома мог надрать задницу первый секретарь, а первому — генеральный. А теперь, когда под рукой Закон, олигарху дозволено все. Даже то, что запрещено Законом. Но благодарного слова от него никто не услышит. Благодарным за покупку может быть только хозяин овощной лавки, и то, если торгует скоропортящимся товаром.
Мое одиночество превратилось в проходной двор. У меня нет времени написать письмо сестре, отправить посылку друзьям в Донецк. Я вынужден читать сотни рукописей, зачастую бездарных, но, прочитанные, они становятся мне родными, и я начинаю расслаиваться между совестью и долгом. Долг — вернуть рукопись автору, совесть — поддержать теплящуюся в душе автора надежду на бессмертие. А тут еще Рильке провоцирует бросить автору вызов:
Слова, слова, я весь ушел в слова.
Как человек я ничего не значу.
Да и слова — какая незадача —
Для новых поколений трын-трава.
Ведь даже я, читая их, не плачу,
И не смеюсь, ну, разве что — едва.
Вчера на Амурском бульваре встретил Александра Гребенюкова.
— Писать! Зачем? Лучшее, что мог, я уже написал. Нужно зарабатывать, кормить семью…
— А прежде… семья тебя кормила?
Обидно, черт возьми, что вместе с социализмом умерла литература. Хабаровское радио говорит на волне российского, теперь по радио можно услышать, как правильно подтирать зад американской бумагой, но о литературе ни слова. Ушли Копытова и Миланич, и радио я больше не включаю. Так же, как не включаю грохочущее «пушками» телевидение. Кроме летающих в воздухе трупов там ничего не увидишь. Читаю Горького, Бунина, плачу от восторга над лучшими советскими поэтами. Больше такой экспрессии, ненависти и любви в мировой литературе не будет. Литература перешла на самообслуживание. Стихи ни о чем, проза — о самом низменном. Пожав руку Гребенюкову, бегу в сторону рынка, а в голове рождаются и гаснут молитвы:
Награди меня сном за мои согрешенья,
Добрым сном награди за дурные дела.
Я за праздник обиды сочту и лишенья,
Если даже украден он был со стола.
Дай мне доля две сажени дикого поля.
Ни креста мне не нужно, ни даже холма.
Я уйду, стиснув зубы, без крика: Доколе,
Моя доля, сводить меня будешь с ума?
Эта женщина в белом лет на сто моложе.
Дай мне, доля, щекой прикоснуться к щеке.
Дуновеньем любви разведи
во мне старые дрожжи,
Дай еще постоять на дремучем твоем ветерке.
Молодой поп за газетным киоском прячет под рясой недопитую бутылку пива. Чуть в стороне грязные нищие едят белый хлеб с луком, луковый сок блестит на всклокоченной бороде черного, как цыган, парня:
Я пою не о том, ты поешь не об этом.
Без любви умирают застывшие в горле тела.
Мы согласны поскрипывать старым скелетом,
Наблюдая, как Русь догорает дотла…
Чем ближе к старости тем жестче берут нас в оборот водовороты времени в капризной реке Лете. Они всасывают нас, обгладывая плоть и туманя рассудок. С каждым новым днем мне все труднее противостоять этой гигантской центрифуге. Все чаще случаются со мной головокружения и обмороки. Это первые симптомы смерти, точнее сказать — разведка боем, без надежды взять языка или хотя бы увидеть свет в конце тоннеля. И все-таки я счастлив, что живу, увлекаемый в бездну водоворотом времени.