35. «В ожидании Сталина»
Весь темперамент теперешней российской интеллигенции направлен на то, чтобы кого-нибудь обгадить. Особенно изощряются в этом киношники. Еще вчера режиссеры изображали дурковатыми белогвардейцев, сегодня еще более гнусно вырисовывают на экране портреты красноармейцев. Собственных своих отцов и матерей, дедушек и бабушек. Фильм «Крушение империи» наглядный тому пример — весь русский народ — быдло, прекрасны только главнокомандующий Деникин, Калмыков и верные ему ребята с Аллахом в сердце.
Чего бы ни натворил Сталин, Петр Первый натворил не меньше: как в области становления государственности, так и в деле издевательств над народом.
—Сталин был жесток, как всякое ничтожество! — воскликнул в телешоу «Основной инстинкт» писатель Аксенов.
Когда я беседую с ветераном войны, ничего дурного сказать о Сталине мне не позволяет совесть. Я не подниму бокал за вождя, если тост провозгласит высокопоставленный грузин. Но если в сердце воина живет Сталин, я буду любить Сталина столь же пламенной любовью.
Предложение Сорокиной — поставить памятник Рузвельту и Черчиллю, а между ними стул «В ожидании Сталина» — очередной плевок в лицо русскому народу. Впрочем, ничего другого от первого телеканала я и не ожидал. Тем более от Сороки(ной).
Когда я читаю подборку стихов белорусского поэта Михаила Шелехова в «Нашем современнике» (№12—2004), я испытываю глубокое уважение к автору за его позицию, хотя сердцем ее не разделяю. Но как бы мы не восхищались или не возмущались, читая эти стихи, мы должны помнить, что поэт взывает не к Сталину, а к народу, на шее которого все стремительнее затягивается петля беспросветного рабства. Москву рынок накормит, но Россию? Сегодня она в сплошных развалинах от Курил до Калининграда, и ни Аксенов, ни его сторонники не возьмутся за оружие, чтобы ее защитить. А зачем? Они ведь сытые!
Но вернемся к стихотворению Шелехова «Заклинание».
Из гроба встань на час, товарищ Сталин!
И погаси горящую Чечню,
Как чертову Кавказа головню,
И как гасить нам деды завещали.
Товарищ Сталин. Встань на час из гроба!
И погаси горящую Москву,
«Титаник» полумертвый на плаву,
Проклятую и дымную утробу.
Товарищ Сталин, встань на час жестоко
К безумному и дикому рулю!
Дай роющему гибель кораблю
В пучине – императорское око.
Товарищ Сталин, встань ногой на выи
Бесстыжих сих — и смертью одари.
Всего лишь час на родине — цари!
Но даже часа нету для России.
Стихи эти Михаил Шелехов написал в 1991 году, но поскольку опубликовал их в конце 2004, будем считать, что его позиция с той поры не изменилась, он как и прежде, ненавидит все то, что делается сегодня в России.
Очень много со своей ярко выраженной негативной позиции писал о Сталине мой любимый поэт Юрий Белаш. Я бы даже сказал — слишком много, а почему «слишком» об этом я скажу ниже. Я лично уверен, что слишком много можно говорить только о человеке, которого любишь. Умом вроде бы и ненавидишь, а в глубине души питаешь к нему глубокую любовь.
Но когда я думаю о «Сталинском цикле» Юрия Белаша, когда читаю и перечитываю его стихи, я твердо знаю одно: все мы уйдем, а Сталин останется. Как остались Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон. Уже давно Сталин потеснил Ленина, а со временем эта фигура останется в одном ряду с Пугачевым и Разиным.
А Сталин — это все-таки Победа. И не отодвигайте его на второй план после Путина, слишком уж смешно это звучит. Мне, в связи с этим, вспоминается старая басня о том как лиана оплела дуб и последний начал усыхать. Кончается басня строчкой:
Зато цвела красавица лиана.
Это стихи о нашей сегодняшней Родине. Путин и его клика, конечно же, — цветущая лиана, а от России, кроме Москвы, ничего не осталось.
Разве что дачники на своих шести сотках, да тысячи храмов, колокола которых звучат глуше, чем звучали до перестройки молотки в колхозных кузницах.
Но вернемся еще раз к Юрию Белашу. Его попытка в обличении Сталина встать на один уровень с Аксеновым, явно не удалась. Слишком яростно отстаивает он свое право на конечную истину. На ту самую истину, которой нет.
Мало было мне войны одной.
Так — пожалте! Врезался в другую.
И теперь я с поэтической шпаной,
Как когда-то с немцами воюю.
И быть может, это — потрудней,
Хоть из пулеметов не стреляют.
В этой необъявленной войне
Просто от инфарктов умирают.
С яростью, разрывающей сердце, воюют только те, кто опирается в творчестве на собственную неуверенность. А если ты прав — зачем тебе воевать со шпаной? Отпусти на волю свое оружие — стихи, а сам работай, любуйся солнцем, люби женщину, радуйся тому, что наконец-то ты вырос до своей собственной позиции. Если она, конечно, у тебя есть. А воевать поэту с поэтами, да еще как с немцами, не государево это дело! Никогда никто не убедит меня в том, во что я никогда не поверю. А что касается Сталина — это не только дело моей совести, но и мое уважение к позиции моих соплеменников. Не говоря уже о воинах, которые и сегодня мысленно, со слезами на глазах напевают известную когда-то песню:
Придет конец войне,
Придет конец похода,
Выползали тени из протоки
Ночное небо набито звездами так плотно, что кажется оранжевым. Оранжевее, чем оранжевая революция в Украине. Моя жена, Нина, я и свалившийся нам на голову поэт, Валерий Чибисов, говорим о возможности цветного переворота в России. Я против такого переворота, Нина сомневается в его возможности, Чибисов полагает, что борьба за власть в России еще не окончена, значит, можно ждать худшего. Но лично он хотел бы убрать из правительства «шайку монстров», которые думают не о России, а о рыночной экономике, до сих пор не понимая, что это такое.
— У нас не экономика, а проституция, — говорит Валерий, выковыривая ядрышки из створок грецкого ореха. — Мне давно хочется написать об этом в стихах, но так, чтобы это была не политическая декларация, а подлинная поэзия.
Не обижусь, если ты не спросишь,
Кто я, и зачем к тебе пришел,
Главное, чтобы упали косы,
Косы твои русые на пол.
Есть в тебе загадочное что-то.
Не беда, что ты на всех одна:
Мужиков ласкаешь по нечетным,
А по четным — женщин до пьяна.
Волосы, зачем тебе их столько?
На торги их, что ли, берегла?
В семь — ручьем,
в семнадцать лет — потоком,
В двадцать семь — размыли берега.
Ты меня, конечно же, узнала,
Только как признать за своего,
Если не торгаш я, не меняла,
Не убивец более того.
Продаешь налево и направо,
Все, что нам природою дано.
О тебе идет дурная слава,
Но тебе, путане, все равно.
Валерий называет эти стихи сугубо политическими. Прочитав, он не смотрит на нас в ожидании похвалы, а сосредоточившись, уставился на ломкий лепесток огня над догорающим березовым поленцем. Мне стихи кажутся незаконченными. Я ждал от Валерия большего, особенно после первой профессионально сделанной строфы. Даже не сделанной, а накатившей на него темы с явно есенинской интонацией. Конечно, назвать Родину путаной — смело, но ведь не Родина продается, ее продают одуревшие от власти недоучки.
Может быть поэтому, бес дергал меня за язык прочитать пришедшую в голову строфу:
Разве не сама ты оголила
Мое тело, что-то лопоча.
Я был первым, разве ты забыла,
Был я нервным, разве не учла.
На этот размер, как на шампур мясо, можно накручивать строфы, не задумываясь об их содержании. «Гнать макулатуру», — как говорила когда-то редактор газеты «Амурец» Валентина Перочкина. Но Чибисов учился писать, как он сам выразился, у символистов, поэтому считал, что любая недосказанность, это и есть символ. С разрешения поэта я привожу несколько его стихов, которые он считает особенно удавшимися.
Если ты не та, то я уж точно
Тот, который может стать не тем,
Если ты меня сегодня ночью
Не пригреешь лучшей из систем.
Если твой азарт не так уж сладок,
Как писали в лучшей из газет,
То не я, а ты придешь в упадок.
Может, лучше сразу скажешь: нет!
— Мне твоих не нужно инвестиций,
Я твоих вливаний не хочу, —
Гордо заявила царь-девица,
Хлопая поэта по плечу.
— Это эротика чистой воды, — заметила жена, но Валерий был категорически против такого понимания его стихов.
— Речь идет о России, которая выбрала себе эту так называемую «лучшую из систем» — американскую демократию. И теперь требует вливаний от зарубежных толстосумов.
— Но хлопает-то поэта по плечу не толстосум. А царь-девица?
Валерий отстаивал свою позицию без практикуемого в таких случаях нажима:
— Я пытаюсь балансировать на грани. В том и состоит прелесть стиха, что поэт старается говорить не в лоб, а по лбу. Вот, например стихи, о чем они?
Ты сказала: мне бы чуть потолще,
Я тебе потолще подобрал.
Дружно птицы щебетали в роще,
Уходило солнце за Ургал.
Тяжело, сказала ты, с такою
Толщиною справиться одной.
Выходили звери к водопою,
Плыл закат над горною грядой.
Ты сказала: ох уж эти коки,
То не так и это не по мне…
Выползали тени из протоки,
Молча расходились по стране.
Ты, зевнув, сказала: не пора ли,
Забираться в спальные мешки.
Птицы над палаткою орали,
Ужас проворачивал кишки.
Помню, мне жутко понравилась последняя строчка: ужас мне представился водителем, который пытается завести двигатель кривым стартером. Жену же от этих «кишок» чуть не стошнило. Как я не пытался уловить в этих стихах символ сегодняшней нашей Родины, мне это не удавалось. Хотя закат дня, выходящие к водопою звери, все это были детали нашего таежного бытия. Чтобы не затягивать молчание Чибисов выдавал нам стишок за стишком, и в области формы я к ним придраться не мог:
Пыль столбом взбивала рота,
Раздавался звон подков.
С моряками шла пехота,
Между строем — сто шагов.
Кто поставит крепче ногу,
Кто активнее споет?
Моряки ходить не могут,
Не для строя строят флот.
У российских адмиралов
Далеко не бравый вид.
Сколько их уже сыграло…,
Ну, а скольким предстоит…
— Сколько в ящик их сыграло, а сколько еще сыграет. Это здорово, — сказала жена, а я промолчал не потому, что стихи показались мне безукоризненными, но они своеобразно высветили поэтическую манеру Валерия.
И как бы в подтверждение этому, он прочитал еще один стих:
Главная черта соцреализма
Жизнь не так описывать, как есть,
А как мы хотели бы при жизни
О ее достоинствах прочесть.
Хорошо ли, плохо ли, — не важно,
Главное, чтоб было от души,
Чтоб себя узнали мы в типажах
И похохотали от души.
Жрать от пуза, ездить в лимузине
Лично я при жизни не хочу,
Не хочу на тряпки рот разинув,
Поминки справлять по Ильичу.
— Ну, молодец, ну хороший мальчик, — хохотнула жена. – Не хочу потому, что должность не та, чтобы брать взятки и красть украденное. А если бы подвалила должность с лимузином в придачу, не отказался бы и запел совсем по-другому. Разве не так?
Поэт спорить не стал, только вздохнул тяжело и принялся подкармливать костерок сухими веточками от усохшего вяза. Стихов он больше не читал, а когда подъехала его жена, Лизанька, спустились к Амуру, чтобы поплавать в ночной тяжело всхлипывающей воде.
— Почему ты ничего не сказал ему о стихах, — спросила моя жена. — Он, наверное, обиделся?
— Он знает: если я не возражаю, значит, стихи мне нравятся. И вообще стихи не часы, чтобы их разбирать и складывать по винтикам. Каждый поэт решает тему по-своему, но из прочитанного мне особенно понравилась строфа, где падают на пол волосы. Валерий не случайно, именно с нее начал читать. Стихи сделаны блестяще:
Не обижусь, если ты не спросишь,
Кто я, и зачем к тебе пришел,
Главное, чтобы упали косы,
Косы твои русые на пол.
Этот повтор в последней строке – мармеладка, которая заставляет работать воображение. К ней бы еще одну столь же точную строфу и стихотворение засияло бы. Но то, что он там дальше нагородил не стихи.
Не думаю, что жена разделяла мое мнение, но на этот раз она промолчала, Возможно, просто забыла, о чем шла речь в последующих строфах и не хотела попасть впросак.
Чибисовы вскоре вернулись, мокрые, озябшие, но улыбающиеся на все шестьдесят четыре зуба.